Что такое консолидированный бюджет? Объясняем простыми словами

Время чтения: 5 минут

Что такое консолидированный бюджет? В новой статье интернет-журнала "Секрет фирмы" руководитель методологической группы направления «Бизнес-планирование» ГК «КОРУС Консалтинг» Дарья Сидорова рассказала о нюансах, которые возникают при применении консолидированного бюджета в организации и принципах его составления.
Консолидированный бюджет — это свод всех бюджетов различных уровней на определённой территории или внутри коммерческой структуры.

  • Консолидированный бюджет субъекта РФ — бюджет региона плюс все бюджеты муниципальных образований (городов, сёл, деревень).
  • Консолидированный бюджет России — федеральный бюджет плюс бюджеты всех регионов.

  • Консолидированный (главный, общий или «мастер-бюджет») бюджет предприятия — свод бюджетов всех структур компании.

Пример употребления на «Секрете»

«Доходы консолидированных бюджетов регионов уже упали. По данным Федеральной налоговой службы, за январь — апрель 2020 года спад налоговых и неналоговых доходов (без учёта трансфертов, то есть федеральной помощи) зафиксирован в 80% регионов. А если считать только за апрель, доходы бюджетов регионов упали на 30%. В каждом третьем субъекте спад очень сильный — от четверти до более чем половины к апрелю 2019 года».

(Главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич — о проблемах бюджетов регионов в первые месяцы пандемии коронавируса.)

Нюансы

В СМИ термин «консолидированный бюджет» чаще всего применяют в отношении территорий — регионов и страны в целом. Однако холдинги, состоящие из нескольких юрлиц, обязательно составляют консолидированный бюджет.

«Если компании объединяют в себе разные виды бизнеса или разные виды производств, то консолидированный бюджет позволяет взглянуть на организацию в целом. Иногда один вид бизнеса может казаться убыточным, но для компании в целом он будет выгоден», — объяснила «Секрету» руководитель методологической группы направления «Бизнес-планирование» ГК «КОРУС Консалтинг» Дарья Сидорова.

По её словам, многие предприятия добавляют в консолидированный бюджет дополнительные аналитические разрезы: сегменты, виды бизнеса, ситуацию в регионах. Так удобнее анализировать внутренние процессы (и влиять на них).

«Когда компания налаживает процесс составления консолидированного бюджета, происходит унификация всех учётных политик и принципов внутри компании — это даёт большую прозрачность и единый взгляд на информацию», — добавила эксперт.

Источник: Секрет фирмы

Понравилась статья?
Больше актуальных новостей и интересных кейсов
Не забудьте подписаться на наш Telegram!
Будьте в курсе событий!
Читайте также: