Во-первых, материнские и управляющие компании холдингов и групп, акции которых торгуются на бирже, обязаны готовить и публиковать консолидированную финансовую отчетность по стандартам МСФО (международный стандарт финансовой отчетности). Во-вторых, высокие требования к финансовой отчетности компании могут предъявлять различные заинтересованные группы: высший менеджмент, инвесторы, регулирующие органы или кредитные организации, в рамках рассмотрения кредитных заявок, могут требовать предоставления консолидированной отчетности в отличных друг от друга форматах – по принципам управленческого учета или РСБУ (российский стандарт бухгалтерского учета) . То есть подготовка консолидированной отчетности – это разнородный процесс, который может касаться как управленческой отчетности и МСФО, так и других видов отчетности.
Отсюда можно определить и основные проблемы, с которыми сталкиваются компании и финансовые специалисты в процессе подготовки консолидированной отчетности:
- Требования по формированию отчетности по нескольким стандартам;
- Частые изменения юридической структуры группы компаний (в случаях приобретениях/выбытии юридических лиц);
- В отсутствие формализованной методологии - зависимость от специалистов;
- Риски возникновения ошибок вследствие:
- Больших объемов учетных данных
- Больших объемов внутригрупповых операций
- Частых изменений в области процессов учета, смежных процессов, форм отчетности
- Большое количество персонала, вовлеченного в процесс подготовки консолидированной отчетности, с разным уровнем подготовки и квалификации;
- Трудность контроля исполнения регламента процесса и управления данными в виду использования разрозненных таблиц Excel и информационных систем.
В данной статье мы рассмотрим несколько сценариев решения всех вышеперечисленных проблем с помощью автоматизированного инструмента для финансовой консолидации – приложения Oracle Hyperion Financial Management.
Краткая справка.Приложение Oracle Hyperion Financial Management от корпорации Oracle предназначено для сбора данных, дальнейшей трансформации и консолидации, подготовки отчетов. Позволяет значительно сократить сроки закрытия периода, повысить качество отчетности, сократить затраты на аудит.Oracle Hyperion Financial Management относится к бизнес-приложениям класса CPM/EPM. Данные приложения предназначены для оптимизации процессов консолидации и бюджетирования и, как правило, максимально нацелены на финансовых специалистов. Многие современные CPM приложения обладают следующими характерными особенностями:
- Управление силами бизнес-пользователей;
- Терминология OLAP (многомерность и куб данных);
- Доступ через веб-интерфейс.
УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ БИЗНЕС-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Если рассматривать СPM системы в сравнении с наиболее часто используемыми для целей бюджетирования или подготовки консолидированной отчетности в российских компаниях классическими инструментами – ERP системы и Excel – одним из главных преимуществ будет способность нивелировать недостатки каждого из них.
С одной стороны ERP системы позволяют полностью автоматизировать все бизнес-процессы в единой учетной системе. При работе с ней пользователь движется по определенному регламентированному пути от создания документа до его согласования и утверждения. Однако администрирование данных систем является достаточно трудоемким процессом и чаще всего находится в компетенции службы информационных технологий. Данный факт усложняет процедуру создания новых отчетов, необходимых пользователю, так как, как правило, на выполнение данной задачи потребуется значительный временной ресурс от момента создания заявки финансовым специалистом и постановки ее в очередь на реализацию до момента фактической реализации отчета службой информационных технологий и исправлению возможных ошибок.
Excel с этой точки зрения имеет больше преимуществ – продукт обладает интуитивно-понятным всем финансистам интерфейсом, соответственно любые изменения может произвести сам пользователь. Однако при достижении определённого объема вносимых в таблицы данных и сложности модели в целом, Excel становится очень дорогим (с точки зрения трудозатрат) в обслуживании инструментом. Кроме того, отсутствие централизованного управления данной системой с возможностью разграничения прав доступа, делает невозможным реализацию аудиторского следа, другими словами в системе видны лишь конечные данные, которые не дают понимания о природе их появления и о пользователе, который эти данные внес.
CPM системы объединяют в себе лучшие стороны ERP и Excel, позволяя финансовым пользователям самостоятельно администрировать систему: настраивать отчеты, изменять справочники, уточнять методологию консолидации, просматривать аудиторские отчеты и, в некоторых случаях, даже управлять безопасностью. При этом EPM имеют привычный всем финансистам интерфейс электронных таблиц, что значительно упрощает работу с ними.
ТЕРМИНОЛОГИЯ OLAP: КУБ ДАННЫХ, «ИЗМЕРЕНИЕ» И «ЭЛЕМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ»
Рассмотрим данный вопрос на примере. На рисунке 1 представлена типичная финансовая таблица, в которой в столбцах указаны статьи бюджетного классификатора, т.е. это некий справочник. В терминах OLAP это называется «измерением». Сами же данные в отдельных строках, или, как в нашем примере столбцах, становятся «элементом измерения», а на пересечениях – «показатели».