СПб +7 (812) 677-56-90
МСК +7 (495) 647-50-46

СПб +7 (812) 677-56-90
МСК +7 (495) 647-50-46

СПб +7 (812) 677-56-90
МСК +7 (495) 647-50-46

16.05.2019

Моделирование цепи поставок в нефтегазовой отрасли

Современные возможности для моделирования логистических цепочек помогают бизнесу усилить акцент на качественном обслуживании клиентов, даже в таком сложном секторе экономики, как нефтегазовая промышленность. Сейчас мы наблюдаем не только совершенствование информационных систем моделирования поставок, но и расширение возможностей инструментов, которые помогают бизнесу решать самые разные задачи, в том числе осуществлять оптимизацию транспорта и инфраструктуры, тактическое и стратегическое планирование. Как показывает проектный опыт внедрения решений на базе одной из передовых платформ для оптимизации логистических процессов LLamasoft Supply Chain Guru, нефтегазовые компании сталкиваются со сложностями при планировании цепочек поставок. Рассказываем, как бизнесу с помощью моделирования повысить свою доходность и сократить издержки на логистику и хранение.

Особенности нефтегазовой отрасли

В нефтегазовой отрасли существует множество внешних ограничительных факторов, которые влияют на моделирование цепочек поставок. Большинство таких особенностей необходимо учитывать для создания моделей, максимально соответствующих действительности. К ключевым отличительным чертам организации логистической сети в нефтегазе относятся:

  • СВОП-контракты(SWAP)

Их цель – сокращать затраты всех её участников. Компании договариваются, что одна из них будет закрывать спрос своего конкурента в регионе, в котором находится ее собственный нефтеперерабатывающий завод, а другая – в том же объёме будет покрывать спрос своего конкурента в своей локации. Так бизнесу удаётся избавиться от длинных плеч перевозок: они не поставляют продукт в город, где базируется конкурентный нефтеперерабатывающий завод. При создании модели цепочки поставок нужно учитывать, что необходимо планировать снабжение топливом не только своих клиентов, но и клиентов конкурента.

  • Наличие трубопровода

В зависимости от участка логистической сети компании широко используют железнодорожные пути, автотранспорт и трубопровод. Наличие последнего является уникальным отраслевым логистическим решением, которое практически ничего не стоит в обслуживании, позволяет мгновенно транспортировать топливо, но и не лишено своих недостатков. К примеру, перечень пунктов, куда можно доставить продукт, как правило, небольшой.

  • Ограниченность ресурсов для удовлетворения потребностей

Эту проблему помогает решить разделение на первостепенные и второстепенные потребности. Например, клиентов нефтегазовых компаний можно поделить на мелкооптовые точки продаж и автозаправочные станции, и запросы последних будут обязательны к покрытию, а мелкооптовые клиенты будут обеспечиваться только при наличии ресурсов и потенциальной выгоде.

  • Взаимозаменяемость продукта

В нефтегазовой промышленности нередки случаи, когда клиент хочет получить только определённое топливо с конкретного завода из-за критичных для бизнеса требований к качеству. Возможность взаимозаменяемости и брендирования позволяет еще на самой нефтебазе добавлять необходимые элементы в наименование товара перед отправкой получателю.

  • Повышенная ответственность

Сложная география расположения объектов добычи, скудная дорожная инфраструктура и удаленность от основных транспортных узлов требуют комплексного подхода к организации логистического процесса нефтегазовой отрасли и тщательного стратегического планирования.

  • Дорогое развитие месторождений

Большая часть запасов нефти может содержаться в месторождениях, трудных для развития и требующих огромных затрат на обслуживание нефтедобывающих установок, трубопроводов и парогенераторов. Цена неисправностей в работе такого оборудования высока: перебои могут привести даже к остановке добычи нефти. Снизить затраты на добычу и найти способы избежать перерывов в работе системы можно с помощью моделирования работы сети нефтедобывающих установок. 

  • Тяжёлые природные условия

Одним из наиболее сложных в организации видом перевозок в России является транспортировка груза морским транспортом. Это связано с тяжелыми ледовыми условиями, которые затрудняют судоходство. Для создания надежной системы морских перевозок нефтегазовым компаниям необходимо решать задачи расчёта вместимости берегового резервуарного парка и организации постоянной и временной схем вывоза нефти.

  • Высокая стоимость решений клиентов

Отказ клиента получать доставленную нефть может поставить компанию перед проблемой низкой вместимости нефтяных терминалов и хранилищ в непредвиденной ситуации. Для того, чтобы избегать подобных рисков, бизнес постоянно исследует, насколько критично влияние решений клиентов на поведение сети нефтепроводов, и как устранить узкие места для мобильной адаптации к проблемам. 

Все эти особенности – дополнительные вводные для построения цепочек поставок. Любой из этих факторов невозможно избежать, несмотря на то, что они могут быть очень невыгодными. К примеру, возникает необходимость посчитать удельную маржу, стоимость конкретной тонны с учетом всех затрат: закупка, хранение, транспортировка, реализация, дополнительные расходы, скидки. Эта удельная маржа должна просчитываться не по формуле из всех этих составляющих, а по модели, которая задана с учётом особенностей отрасли и максимально похожа на действительность. С учётом этих нюансов от специалиста требуется определенная сноровка для создания нетривиальных решений.

Потребность в эффективном распределении материально-технических ресурсов для обеспечения входящих заявок, успешного решения специфических задач и форс-мажорных ситуаций требует от компаний регулярного тактического планирования. Насколько специфична разработка подобных моделей в нефтегазовой отрасли? 

Тактическое планирование

Создание всех моделей начинается со сбора данных и потребностей бизнеса. Потребности – это результат, который необходимо обеспечить, чтобы нужды компании были удовлетворены максимально. Для построения модели тактического планирования используются детализированная информация о текущей инфраструктуре, транспортных перемещениях, стоимости обслуживания объектов, их возможностях, производственных мощностях нефтеперерабатывающих заводов и пр. А сама модель строится по принципу дома: фундамент (данные и потребности), стены (информация о транспорте, хранении и поставках) и крыша (отраслевые ограничения и нюансы, такие как пропускные возможности, сезонные ограничения и пр.). 

Когда готова модель и заказчик анализирует результаты, могут возникать ситуации, в которых что-то не учли, происходит что-то неожиданное с точки зрения опыта компании или в действительности не происходит той выгодной сделки, которая уже смоделирована. Так происходит работа по улучшению модели и приближению её к реальности – во многом благодаря добавлению ограничений.

При построении тактической модели мы можем управлять только связями между объектами, моделировать ситуации whatifи проводить эксперименты. Это помогает работать с разными сценариями и выбирать оптимальный вариант для более взвешенного управленческого решения.

Разработка стратегической модели касается оптимизации объектов инфраструктуры в долгосрочной перспективе: открытие или закрытие нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, планирование работы сети установок и поставок на время планового ремонта и пр. При стратегическом планировании даже на пять лет вперед такими подробными данными, которые используются при тактическом моделировании, можно пренебречь для того, чтобы не перегружать модель и сделать ее более «считаемой». Каждый дополнительный фактор вносит свою нагрузку на работоспособность программного обеспечения. Рассмотрим детальнее особенности создания стратегической модели.

Стратегическое планирование

Одним из важных различий между тактическим и стратегическим планированием является то, что в первом случае в моделировании нужно обязательно учитывать ограничения, налагаемые «сверху», о том, что компания может и не может делать; в стратегическом же, наоборот, модель советует компании, как ей нужно развиваться, чтобы достичь тех результатов, которые она перед собой поставила.

Представим ситуацию, при которой необходимо проанализировать потоки, проходящие через определенную нефтебазу на горизонте 10 лет. Для трех видов топлива мощностей через такой срок будет достаточно, а для четвертого необходимо увеличенное хранилище. Дополнительно выясняется, что пока нефтебаза будет на реконструкции, она будет полностью закрыта и для остальных видов продукта. В этом случае необходимо спрогнозировать, как и через какое время необходимо пустить потоки по новому маршруту вокруг реконструирующейся нефтебазы. При этом окружающие хранилища должны иметь какие-то дополнительные резервные ёмкости для того, чтобы они могли покрывать спрос, и если таковых нет, то их тоже необходимо создавать или искать альтернативы. Таким образом, чтобы в финале получить нефтехранилище нужной ёмкости, нужно поочерёдно увеличивать все мощности имеющейся инфраструктуры всего региона.

При стратегическом планировании необходимо учитывать не только глобальную цель, но и детально распланировать промежуточные шаги. Можно с самого начала сделать все хранилища большими, но зачем это делать преждевременно, если мы их не будем использовать полностью? Важно определять такие решения во времени: когда и что нужно изменить для того, чтобы не потеряли деньги на простое, но при этом и не столкнулись с невозможностью реализовать эту возможность в будущем.

Когда создается стратегический план на несколько десятков лет вперёд, создаваемая модель не может быть законсервирована, потому что самая важная часть любого прогноза – потребность – зависит от множества факторов: общих тенденций, геополитических решений, целей компании и пр. Стратегическая модель делает подробный план того, как можно достигнуть желаемого результата, но так как предпосылки, на которых она строится, постоянно меняются, эта модель подлежит обязательному пересмотру каждые 1-1,5 года и пополнению данными о уже завершённых этапах. И в этих условиях прогноз сохраняет вектор своего развития.

Моделирование цепи поставок позволяет сокращать издержки на хранение и транспортировку товара, при этом затраты на производство и конечная стоимость продукта остаются прежними. В результате тактического и стратегического планирования на базе LLamasoft Supply Chain Guru нефтегазовые компании получают улучшенную логистическую модель по сравнению с той, которая создавалась ранее в самописных калькуляторах и таблицах Excel: более точные расчёты и охват большего количества сценариев. Это позволяет бизнесу постепенно уходить от ситуации, когда решение основывается только на экспертном мнении. Использование системы для дизайна цепей поставок не означает сокращение штата сотрудников, это инструмент в помощь для более детальных и точных расчётов, ведь эксперты в нефтегазовых компаниях обладают обширным опытом и знаниями тех неявных ограничений, которые могут проявляться в процессе моделирования. Подобная внутренняя экспертиза вкупе с инновационным решением способная обеспечить бизнесу устойчивую эффективность на всех участках работы в нефтегазовой отрасли.