СПб +7 (812) 677-56-90
МСК +7 (495) 647-50-46

СПб +7 (812) 677-56-90
МСК +7 (495) 647-50-46

СПб +7 (812) 677-56-90
МСК +7 (495) 647-50-46

Нюансы совместного моделирования цепочек поставок компаний из различных отраслей

14.05.2020

Нюансы совместного моделирования цепочек поставок компаний из различных отраслей

В современных рыночных реалиях происходит повсеместное поглощение и слияние компаний. За последнее время мы стали свидетелями целого ряда подобных сделок - «М.Видео» и «Эльдорадо», «Дикси», «Красное и Белое» и «Бристоль», «Солнечные продукты» и «Русагро», «Магнит» и «СИА Интернешнл». Этот список можно продолжать долго.

И каждый раз перед руководителями объединенных компаний встает один и тот же вопрос – как использовать цепи поставок таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально утилизировать существующие мощности, а с другой – делать это с наименьшими совокупными затратами. Задача усложняется, когда эти компании из разных отраслей.

В статье мы расскажем, как цифровые двойники цепей поставок помогают оценивать синергетический эффект от совместного использования своих логистических активов при сделках M&A (слияние и поглощение).

Использование цифрового двойника цепи поставок в сделках

Многолетний мировой опыт позволяет утверждать, что результаты 3/4 всех сделок M&A не оправдывают в конечном итоге ожидания акционеров. Настоящий вызов для руководителей цепочек здесь - оценка функционирования производственной и логистической инфраструктуры. Требуется оценить бесчисленное количество сценариев - как новая организация будет функционировать, с точки зрения сетевой структуры и процессов.

Ограниченная возможность анализа сквозной цепи поставок приводит к снижению операционной эффективности деятельности объединения. А далее - к снижению дивидендного дохода акционеров и снижению рыночной стоимости компании.

Цифровой двойник цепи поставок помогает решить данную проблему. Его «сердце» – математическая модель, представляющая собой набор данных о цепях поставок (политики, ограничения, тарифы, спрос), оптимизируемая целевая функция (чаще всего это функция общих затрат в цепях поставок) и данные, описывающие структуру цепей поставок.

Математическая модель представляет собой идеальную безрисковую среду для проведения сценарного анализа. С помощью анализа «что-если» в ней оценивают варианты функционирования общей цепочки поставок и потенциальные «бутылочные горлышки». Примеры таких сценариев:

  • как цепь поставок объединенной компании должна развиваться на новых рынках;
  • существует ли в смоделированной объединенной цепи поставок избыточная логистическая инфраструктура;
  • как объединять транспортные потоки и имеет ли это экономический смысл;
  • какое количество складов потребуется для удовлетворения спроса на товары и услуги новой компании.

Отвечая на эти и другие вопросы с помощью цифрового двойника, руководители получают количественные ответы и конкретные рекомендации, например, по локации, пропускной способности и емкости логистической инфраструктуры.

Результат на практике

Два года назад команда по оптимизации цепочек поставок «КОРУС Консалтинг» взялась за амбициозную задачу. Ключевой акционер крупной ритейл-сети и почтовой компании пригласил нас оценить экономический эффект от совместного использования их цепей поставок.

Фактической и плановой территорией присутствия компаний была вся Россия. Нам нужно было проверить две гипотезы: о совместном развитии логистической инфраструктуры (в случае ритейлера – это распределительные центры, или РЦ, разных типов, в случае почтовой компании – это сортировочные центры, или СЦ) и о совместном использовании транспорта.

Ключевой идеей было сократить операционные и капитальные затраты за счет строительства сортировочных/распределительных центров на одной территории и за счет географического расположения.

Для транспортной подзадачи проекта гипотеза состояла в оптимизации транспортных затрат за счет повышения утилизации кузова и совместного использования автопарка компаний, а также за счет объединения торговых точек и отделений.

Для инфраструктурной части задачи мы разработали цифровые двойники каждой из компаний и объединенной модели. Для транспортной части рассчитали модели совместной магистральной перевозки и городской доставки на ограниченной географии (было выбрано несколько городов-миллионников).

Ценность цифровых двойников заключается не только в оптимизационной модели, но и в возможностях сценарного анализа. Для нашего проекта мы разработали 17 различных сценариев:

- для ритейлера:

  • стратегия развития складской инфраструктуры с открытием и закрытием объектов, отвечающих текущим требованиям по уровняю сервиса,
  • сценарии с развитием новых форматов торговых объектов.

- для почтовой компании:

  • оценка развития без ограничения по капитальным затратам,
  • оценка в потребности по сортировочным центрам при уменьшении сроков доставки отправлений,
  • Greenfield-анализ, когда цифровой двойник оценивает потребности в логистической инфраструктуре, исходя из минимума затрат без привязки к существующим объектам.

Объединенная модель логистической инфраструктуры включала в себя оценку потребности в объектах с ограничением по размеру капитальных инвестиций.

Транспортная модель учитывала различные ограничения компаний по возможности совместной доставки товаров/отправлений разных категорий, возможности въезда большегрузного транспорта в центры крупных городов, окна приемки отделений/магазинов и другое. В анализе магистральных перевозок также был учтен железнодорожный транспорт.

Качественные и количественные результаты (которые удивили даже нас)

Результатами расчета моделей для ритейлера стал целый набор рекомендаций:

  • Необходимые инвестиции в строительство/аренду/реконструкцию РЦ, с указанием региона, площади, в разрезе камер хранения;
  • Изменение структуры цепочек поставок продукции в разрезе групп ассортимента;
  • Необходимые инвестиции в покупку транспортных средств, с указанием формата, количества и региона использования транспортных средств;
  • Межскладские маршруты;
  • Доли собственного и наемного транспорта в разрезе регионов;
  • Маршруты между РЦ и торговыми объектами.

Список рекомендаций для почтовой компании:

  • Необходимые инвестиции в строительство/модернизацию СЦ, с указанием региона, площади, в разрезе цехов производства;
  • Изменение структуры цепочек поставок видов отправлений;
  • Необходимые инвестиции в покупку транспортных средств, с указанием формата, количества и региона использования транспортных средств;
  • Маршруты между магистральными объектами;
  • Доли собственного и наемного транспорта в разрезе регионов;
  • Маршруты между отделениями компании и сортировочными центрами.

Конечно, нужно учитывать, что результаты использования цифрового двойника должны быть имплементированы в жизнь. Без стратегического плана развития цепей поставок результаты такой имплементации могут быть экономически неэффективными.

Когда мы говорим о стратегии развития логистической инфраструктуры, мы почти всегда имеем дело со значительными инвестициями. Любые инвестиции должны быть рентабельны. Для расчета рентабельности инвестиций мы используем коэффициент ROIC. Он отражает соотношение операционной прибыли компании к сумме инвестированных в основную деятельность средств. И чем он выше, тем более рентабельные будут инвестиции.

В нашем проекте ROIC по различным сценариям варьировался от 29% до 40% для ритейлера и от 18% до 42% для почтовой компании. Экономический эффект от совместного использования транспорта по разным сценариям достигал 30% от текущих затрат на транспорт.

Нестабильность рыночных условий стала нормой, которая порождает массу вопросов о будущем развитии. В операционной деятельности эффективными помощниками для поиска ответов являются цифровые двойники цепей поставок. Они позволяют в безрисковой среде оценивать большое количество альтернатив и выбирать наиболее подходящие для компании стратегии. Сегодня все больше российских компаний используют эти технологии для оценки рисков и снижения затрат в своих логистических и производственных цепочках.

Источник: Logistics.ru